Мангалы своими руками
Отдых на природе весьма популярен в России, однако не у всех имеются старые, еще советские мангалы.
[toc]
Можно купить уже готовый вариант, но он стоит достаточно дорого.
[attention type=green]Сделать его собственноручно не составит труда, а денежные затраты выйдут куда меньше, чем при приобретении готового варианта.[/attention]
Мангал из газового баллона
Материалы и инструменты:
- Ножовка по металлу;
- Разводной газовый ключ;
- Болгарка, набор дисков для нее;
- Металлические рейки;
- Сварка;
- Крепеж и фурнитура.
Процесс создания:
- Удалить остатки газа – вентиль нужно выкрутить на полную и смочить выход мыльным раствором, так будет проще контролировать выход газа.
- Заполнить баллон водой – в баллон заливается вода (любого качества) под самый верх. Это необходимо для предотвращения детонации, если вдруг внутри остались следы газа.
- Баллон промывается при помощи нашатырного спирта, порошка или жидкого мыла – это нужно, чтобы ускорить очистку от отдушки, которую добавляют в газ, чтобы легче было обнаружить утечку.
- При помощи болгарки в баллоне делаются две продольных прорези. Отрезной диск может едва касаться корпуса — стенки баллона не слишком толстые.
- Отступив от концов баллона 2-3 см, можно делать поперечные срезы.
- К краям того фрагмента, который только что вырезали, надо приварить стальные полоски – так будущая крышка будет плотнее держаться.
- Примерно определяется местоположение петель, и они привариваются к корпусу и крышке.
- Используя металлические профили, делают ножки мангала. Их высота должна быть от 60 до 80 см, в зависимости от роста будущего владельца мангала.
- С лицевой стороны прорезаются пазы, в которые будут помещаться шампуры.
- Из трубы делается дымоход. В корпусе прорезается отверстие, чтобы его можно было установить, затем дымоход приваривается к корпусу изнутри.
- На крышку остается добавить ручку и по желанию добавить украшения.
Старый бак стиральной машины
Такой бак выполнен обычно из нержавеющей стали, поэтому его не обязательно окрашивать, отверстия в нем уже имеются, так что нет необходимости сверлить их самому, а изготовление мангала включает всего несколько действий:
- Если барабан достаточно большой, то болгаркой он разрезается до нужного размера.
- В отверстия с наружной стороны окружности вставляются и фиксируются шпильки. Они будут играть роль ножек.
- Можно сделать в боковой поверхности дверцу, а вместо шпилек приварить вращающуюся подставку.
Мангал из швейной машинки
Инструменты:
- Металлические листы толщиной 3 мм;
- Строительный уголок, фрагменты трубы, стальной пруток;
- Сварка и электроды для нее;
- Болгарка;
- Приборы для измерений;
- Элементы декора.
Изготовление мангала:
- Снять мерку со станины машинки. Так будет видно, какого размера делать жаровню.
- Станина обычно выполнена из чугуна, а потому очень тяжелая. Это сделает конструкцию стационарной. Придется выбрать для будущего мангала максимально безопасное место во избежание пожара.
[attention type=green]Из листового металла нужно сделать короб величиной чуть больше снятых в пункте 1 мерок.[/attention]
Таким образом останется место для крепления строительных уголков, и после сварки жаровня не будет двигаться относительно станины. Если приварить уголки сложно, то их можно закрепить при помощи болтов.
- Самая хорошая глубина мангала – 15-20 см. При такой глубине мясо хорошо прожарится и не будет подгорать.
- На металлическом листе размечаются боковые стенки и дно, затем производится выкройка.
- По бокам сверлятся отверстия для создания тяги.
- Детали жаровни крепятся одна к другой при помощи сварки в двух точках, затем – по всей длине соединения.
Мангал из трубы
- Оптимальным материалом для изготовления мангала является фрагмент толстостенной трубы диаметром 35 см и длиной около 95 см.
- При помощи болгарки из этой же трубы вырезается фрагмент, который впоследствии станет крышкой.
- Приблизительно определяются места крепления петель, на которые будет посажена крышка.
- Одним концом петли фиксируются на жаровне, другим – на крышке.
- Для удобного открывания и закрывания крышки к ней нужно прикрепить ручку.
- Сообразно росту, делаются ножки необходимой длины.
- Также не помешает сделать для мангала навес. Это сделает его всепогодным и позволит готовить шашлык даже в дождь.
Мангал из дисков
- С одной стороны автомобильного диска вырезается перегородка, чтобы образовалась жаровня.
- Если отверстия в днище жаровни слишком крупные, то они перекрываются дополнительной пластиной, приваренной поверх него.
- К жаровне привариваются ножки длиной 40-45 см. Такая их длина является оптимальной.
- Если края срезов получились неровными, то их следует зачистить.
- Чтобы было удобнее вычищать пепел, сбоку диска вырезается дверца.
- Для удобства переноски по бокам жаровни лучше прикрепить ручки.
Мангал из бочки
- Составить схему устройства на бумаге.
- Срезать верхнюю часть бочки, зачистить края.
- Определить размеры строительного уголка для использования на проеме.
- Прикрепить к отрезанному фрагменту дверные петли, второй конец которых можно будет закрепить на основной части. Так получится крышка.
- Из уголков или профиля делается рама и подставка. Верхняя горизонтальная стойка рамы крепится с отступом, равным внешнему радиусу бочки, от верхнего края. Нижняя стойка – в 20-25 см от нижней вертикальной.
- Все стойки соединяются сваркой.
- К раме прикрепляются колеса и ручка.
Разборный мангал
- Из стального листа болгаркой вырезается дно. Толщина листа должна быть примерно 3-4 мм
- У дна с 4-х сторон делаются сгибы шириной примерно 2 см.
- Вырезаются боковые стенки. У них делаются сгибы с трех сторон.
- На неотогнутых концах прорезаются с одной стороны прямые прорези, с другой – круглые или треугольные.
- Боковые стенки при помощи винтов крепятся к дну.
- То же самое проделывается и с торцами, только полки отгибаются с боков.
- Сваркой к днищу мангала крепятся гайки, в которые пропускается стальной прут подходящего диаметра с резьбой на одном конце.
- Сложенный мангал просверливается насквозь, в отверстие вставляется болт, на который накручивается барашковая гайка. Так мангал не будет разлетаться при перевозке.
- Для переноса очага на полку днища крепится рукоятка.
Автоматизированный мангал
Работа с механическим мангалом состоит из трех этапов:
- Присоединение двигателя к мангалу;
- Создание механизма из шестеренок;
- Натягивание цепи.
[attention type=green]Если под рукой нет уже готовой жаровни, то ее можно соорудить одним из описанных выше способов.[/attention]
Если есть – к ней присоединяется маломощный электродвигатель с напряжением примерно 12 В, например, от дворников машины.
Работа с шестеренками:
- На корпус, устанавливается первая шестеренка.
- Устанавливается вторая и соединяется с валом привода.
- Третья крепится к корпусу мангала.
- К ней присоединяется четвертая.
- В зависимости от числа шампуров устанавливаются остальные.
Натягивание цепи:
- Натягивается цепь между первой и второй шестернями.
- Затем она проводится параллельно земле между шестернями привода и шестеренками на мангале.
- Когда все готово, устанавливается металлический кожух.
Мангал из камня
- Подготовить фундамент – конструкция из камня массивна и ей нужно прочное основание, чтобы не упасть.
- Возвести цоколь – на этом этапе также закладываются другие элементы мангала, предусмотренные проектом.
- Очаг – на нужную высоту возводится сама жаровня. Если планируется приготовление мяса на гриле, то необходимо предусмотреть желоб для решетки.
- Облицовка – потребуется, если изначально конструкция была бетонной. Полностью каменный мангал облицовки не требует.
Вертикальный мангал
Особенности:
- Габариты жаровни зависят от длины шампуров, помещаемых внутрь, и их количества. Лучше учитывать размеры с уже нанизанным мясом.
- Стенки имеют наклон примерно 75 градусов.
Сборка
- Из листового металла вырезать четыре трапеции одинакового размера.
- Из этого же или такого же листа вырезать квадрат для днища.
- Сварить вместе части корпуса и присоединить стойки для шампуров.
- Над днищем приварить решетку колосника.
- К верхнему краю приварить планки с прорезями для крепления шампуров.
- Снизу прикрепить стойку или ножки.
При выборе краски нужно учитывать следующие факторы:
- Краска должна быть жаростойкой.
- Она не должна содержать токсичных веществ или выделять их при нагревании.
- Краска не должна реагировать с металлом, камнем или кирпичом.
- Она должна надежно защищать нагретый металл от факторов коррозии (влажность, кислотные осадки и т. п.).
- Перед покрытием жидкой краской нужно нанести специальную грунтовку.
- Для кирпича, бетона и штукатурки хорошо подойдут краски на основе кремния.
- Для металла хорошо подойдут акриловые краски.
- Разборные конструкции можно покрыть специальным составом для воронения.